Home Biography Scientific Heritage Leontief Readings

Biography » BIOGRAPHIC PERIOD » Berlin Period

Berlin Period

Apparently in the beginning Leontief was not intended to leave the country forever. The question was where he will be able to realize his skills and talents. We have to admit that Europe met his relatively coldly. Appeared in Berlin, Leontief found out that to enter the PhD course he had to pass exams in Greek and Latin, both of this languages back in soviet Union were considered as “dead languages” and were not thought.   But actually Leontief overcame this difficulties and became a doctorate of Berlin University. The theme of his dissertation was research of national economy as a continuous process. 

In Germany Leontief published the paper on USSR national economy balance for 1923-24 where the unique matrix of input- output analysis was used for the first time. That was the beginning of the strong scientific thoughts. Strangely enough the paper was immediately reprinted (with many censorious remarks) in the magazine Planned Economy (Moscow), the first and the last time. Meanwhile, the 19-year-old scientist kept on successful scientific researching in the University of Berlin.

His father, professor Wassily Leontief-senior, still being a financial expert of the Soviet Embassy in Germany, would help him.    And eventually he also chose emigration.

Leontief obtained his PhD at the age of 22 for the works under economic flows cycles. In 1927 again in German, his work “Theory and Statistic Description of Concentration” is published. Still a student he began his professional career as an economist-researcher of the Institute of World Economics at the University of Kiel in 1927-1928. Simultaneously he continued his work on the dissertation and becomes a doctor of science in 1928. The life was getting straight but in Europe there appeared the signs of coming crisis. The life was getting expensive, and Leontief still was an emigrant, even baring the PhD title, living a salary of a junior assistant. He had to make a really decisive dead to rise his career on a new quality level.  And, the occasion for that occurred.

«Wassily Leontief and his German period» - Harald Hagemann, Universitat Hohenheim

 

Сервер Василия Васильевича Леонтьева © 2010

Главная Биография Научное наследие Леонтьевские чтения

Биография » Биографические периоды » Берлинский период

Берлинский период

По-видимому, вначале Леонтьев не собирался навсегда покидать Родину. Лично для него вопрос заключался в том, где именно он сможет в большей степени реализовать свои знания и способности. И, надо признать, что Запад встретил его довольно холодно. Оказавшись в Берлине, Леонтьев обнаружил, что аспирантура отнюдь не спешит распахивать перед ним свои двери. Главная трудность заключалась в том, что от него потребовали сдать экзамен по греческому и латинскому языкам, которые в Советском Союзе считались «мертвыми» и не преподавались. Впрочем, Леонтьев сравнительно легко преодолел это затруднение и стал аспирантом Берлинского университета. Темой его диссертации было исследование народного хозяйства как непрерывного процесса.

В Германии Леонтьев публикует статью о балансе народного хозяйства СССР за 1923-24 гг., где впервые использует уникальную таблицу межотраслевых связей. Это было начало мощного научного направления межотраслевого анализа. Удивительно, но статью с массой критических замечаний оперативно перепечатали в Москве в журнале «Плановое хозяйство». В первый и последний раз.  А между тем 19-летний ученый успешно ведет исследовательскую работу в Берлинском университете. Ему помогает отец - профессор  Василий Леонтьев–старший, пока еще финансовый эксперт советского посольства в Германии.  Но, впрочем, скоро и он выбирает эмиграцию.

В 22 года Леонтьев получил за работы по анализу цикличности экономических потоков степень доктора философии. В 1927 году, опять-таки на немецком языке, выходит еще одна его работа — «Теория и статистическое описание концентрации». В 1927-1928 годах, будучи еще студентом, он начал свою профессиональную карьеру в качестве экономиста-исследователя Института мировой экономики при Кильском университете. Одновременно он продолжал работать над диссертацией и в 1928 году стал доктором экономики Берлинского университета. Жизнь постепенно налаживалась, однако в Европе уже начали проявляться признаки грядущего экономического кризиса. Жизнь дорожала, а Леонтьев по-прежнему оставал­ся эмигрантом, хотя и имеющим докторскую степень, но живущим на скромное жалование младшего научного со­трудника. Ему требовалось совершить какой-нибудь достаточно решительный поступок, чтобы вывести свою карьеру на качественно новый уровень. И вот подобный случай, кажется, представился.

Германский период жизни Василия Леонтьева («Wassily Leontief and his German period») - Харальд Хагеман, профессор Института экономики Университета Хохенхайм
 

 

Сервер Василия Васильевича Леонтьева © 2010